Проверка катушки
В настоящее время применяются два вида катушек - с разомкнутым и замкнутым магнитопроводом. Они могут выполняться по трансформаторной и автотрансформаторной схемам соединения обмоток. В автотрансформаторной схеме уменьшается число выводов и в создании высокого напряжения участвует и первичная катушка, включенная последовательно со вторичной. Трансформаторная связь обычно применяется в катушках электронных систем зажигания во избежание опасных воздействий всплесков напряжения при разряде на электронные элементы. На рис. 8.13, а представлена катушка с разомкнутым магнитопроводом.
Сердечник катушки набран из листов электротехнической стали. Вторичная обмотка, намотанная на изоляционную втулку, располагается на сердечнике. Число витков этой обмотки лежит в пределах 16-40 тыс., диаметр провода 0,06-0,09 мм. Поверх вторичной обмотки через изоляционную прокладку располагается первичная обмотка. Такое расположение способствует лучшему ее охлаждению. Обмотка имеет 260 - 330 витков провода диаметром 0,5-0,9 мм. Начало вторичной обмотки объединено с пружиной и латунной вставкой для соединения с высоковольтным проводом. На низковольтные выводы подводятся совместное соединение вторичной и первичной обмоток и вывод первичной обмотки. Обмотки с сердечником помещены в кожух, от которого сердечник изолирован керамическим изолятором. Рядом с кожухом располагается витой наружный магнитопровод, увеличивающий индуктивность катушки. Между кожухом катушки и крышкой, выполненной из высоковольтной пластмассы, проложена герметизирующая прокладка. Соединение крышки с кожухом выполнено завальцовкой, что делает конструкцию неразборной. Внутренняя полость катушки заполнена трансформаторным маслом. У катушек систем с регулируемым временем накопления энергии, имеющих низкое сопротивление первичной обмотки (0,4 - 0,5 Ом), позволяющее ускорить процесс нарастания первичного тока. В случае отказа ограничителя тока в контроллере чрезмерный перегрев катушки может вызвать взрыв. Для его предотвращения некоторые катушки снабжены предохранительным клапаном, срабатывающим при повышении давления внутри катушки. После срабатывания клапана катушка восстановлению не подлежит.
Проверка. В катушке зажигания возможны две неисправности - обрыв обмоток и внутренний пробой. Обрыв первичной обмотки можно определить при помощи изготовленного пробника. Берут дополнительный провод, подключают к одному из полюсов аккумуляторной батареи, другой конец провода подключают к первичной обмотке катушки зажигания, зажим пробника подключают к другому полюсу аккумулятора, другой конец провода подключают к свободному контакту первичной обмотки катушки. Если электролампочка загорается, значит, первичная обмотка исправна.
Проверить вторичную обмотку катушки зажигания таким способом не получится в связи с тем, что внутреннее сопротивление вторичной катушки очень велико и ток протекающий в ней будет очень маленьким, не достаточным для того, чтобы нить накала электролампочки накалилась. В этом случае вам будет необходим другой прибор, он называется омметр.
В магазинах и на рынках можно встретить цифровые мультиметры, которые могут измерять много всевозможных параметров электрической цепи: напряжение, сопротивление, ток и многое другое. Они дешевы. Приобрести этот прибор можно в среднем за 200 рублей. Так вот, при измерении этим прибором сопротивления обмоток катушки зажигания, должны составлять: первичная - 3 Ом, вторичная - 7000 Ом (7 кОм).
Внутренний пробой проверить этим прибором нельзя. Проверить работоспособность катушки можно, заменив её заведомо исправной любого типа, в том числе и автомобильной.
ПРОВЕРКА КАТУШКИ
Вам потребуется тестер или омметр.1. Отсоедините от выводов катушки зажигания высоковольтные провода…
2. …и измерьте сопротивление вторичной обмотки, подсоединив омметр к выводам 2-го и 3-го цилиндров. Сопротивление должно составлять 8,0–9,0 кОм.
Сопротивление должно составлять 8,0–9,0 кОм.
2 столбик 3. Повторите проверку для выводов 1-го и 4-го цилиндров. 4. Если сопротивление хотя бы одной из вторичных обмоток отличается от указанного, замените катушку зажигания (см. «Снятие и установка катушки зажигания»).
5. Подсоедините на место высоковольтные провода. Примечание Перед установкой смажьте наконечники высоковольтных проводов консистентной смазкой, например техническим вазелином.
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА КАТУШКИ ЗАЖИГАНИЯ
Вам потребуется ключ TORX Т25.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Отсоедините от катушки зажигания колодку жгута проводов… 3. …и наконечники высоковольтных проводов.
4. Выверните четыре винта крепления…
5. …и снимите катушку зажигания.
6. Установите детали в порядке, обратном снятию.
Примечание
Перед установкой смажьте наконечники высоковольтных проводов консистентной смазкой, например
техническим вазелином.