Люфт рулевого колеса
угол поворота рулевого колеса, при котором еще не происходит поворота управляемых колес автомобиля «А что это за нерусское слово такое - люфт?» - часто приходится слышать этот вопрос от будущих водителей. Вот сейчас мы с этим и разберемся.
Если вы встанете около одного из передних колес вашего автомобиля и попросите кого-нибудь покрутить рулевое колесо туда-сюда на небольшой угол, то «с ужасом» увидите, что колесо-то стоит на месте! Не пугайтесь, это нормальное явление. Прежде чем колеса начнут поворачиваться, выбираются все зазоры в рулевом механизме и в сочленениях рулевых тяг. Вот это и есть «люфт», то есть свободный ход рулевого колеса без поворота передних колес. Однако любой люфт должен быть в пределах нормы.
Если суммарный люфт рулевого управления превышает 10О, то эксплуатация вашего автомобиля запрещена, так как движение по заданной траектории становится весьма проблематичным, а в условиях интенсивного движения просто невозможным. Автомобиль «рыскает» по дороге с большими перемещениями в поперечном направлении, что может повлечь за собой неприятные контакты с другими участниками движения. При движении за городом на большой скорости этот эффект может усилиться и, в конце концов, водитель просто потеряет контроль над поведением машины на дороге. Кроме того, повышенный люфт руля, требует постоянной коррекции направления движения автомобиля, вследствие чего водитель сильно утомляется, что не может не сказаться на общей безопасности дорожного движения.
ПРОВЕРКА СВОБОДНОГО ХОДА (ЛЮФТА) РУЛЕВОГО КОЛЕСА
При увеличенном свободном ходе рулевого колеса затрудняется управление автомобилем, так как он с
опозданием реагирует на действия водителя. Кроме того, увеличенный ход, который не удается устранить
регулировкой рулевого механизма, свидетельствует о неисправности рулевого управления (ослабление
крепления рулевого механизма, рулевых тяг или износ их деталей).
Проверяйте люфт рулевого колеса на автомобиле, установленном на ровном нескользком покрытии. Люфт не
должен превышать 5°. Можно определить люфт и в линейных единицах (мм) по формуле
L = (5°/360°)pD, где
L — люфт рулевого колеса, мм;
p = 3,14;
D — наружный диаметр рулевого колеса, мм.
Для рулевого колеса, наружный диаметр которого составляет 380 мм, люфт не должен превышать 16–18 мм.
Вам потребуются: линейка, мел (или проволока) для нанесения меток.
1. Установите передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.
2. Установите линейку так, чтобы ее торец упирался в
панель приборов, а плоскость линейки касалась
наружной поверхности обода рулевого колеса. Не
меняя положения линейки, поверните рулевое колесо
влево до момента начала поворота передних колес. В
этом положении нанесите на обод рулевого колеса
метку (закрепите проволоку).
3. Не меняя положения линейки, поверните рулевое
колесо вправо до момента начала поворота передних
колес.
4. В этом положении нанесите на обод рулевого
колеса вторую метку (закрепите проволоку).
5. Измерьте по ободу расстояние между метками. Оно
должно быть не больше рассчитанного значения. Если
расстояние (свободный ход рулевого колеса) больше,
необходимо установить причину и устранить ее.